Тесты к заданию 2




Предлагаю методическое пособие для подготовки к заданию 2. Несмотря на то,что пособие составлено по старой демоверсии, тексты к заданию 2 очень пригодятся, в пособии есть ответы,можно проверить себя.




Текст с заданием 2

(1)Вновь нас несет желтая, пьяная вода Поныша. (2)Вновь летят мимо затопленные ельники. (3)Низкие облака нестройно тащатся над тайгой. (4)Длинные промоины огненно-синего неба ползут вдали. (5)На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом. (6)На склонах горных отрогов издалека белеют затонувшие в лесах утесы. (7)Приземистые, крепко сбитые каменные глыбы изредка выламываются из чащи к реке, как звери на водопой. (8)Вода несет нас, бегут мимо берега, и линия, разделяющая небо и землю, то нервно дрожит на остриях елей, то полого вздымается и опускается мягкими волнами гор, словно спокойное дыхание земли.

(9)Под вечер у берегов начинают встречаться поваленные ледоходом деревья. (10)Я тревожусь: такие «расчёски», упавшие поперек реки, могут запросто продрать гондолы нашего катамарана. (11)Впереди я вижу длинную сосну, треугольной аркой перекинувшуюся над потоком. (12)Достаточно порыва ветра, чтобы сосна рухнула вниз и перегородила дорогу, как шлагбаум. (13)Я встаю на катамаране во весь рост и гляжу вперед. (14)Я вижу одну, две, три, еще сколько-то елей, рухнувших в воду. (15)Дело худо. (16)Мы проплываем под сосной, как под балкой ворот. (17)Ворота эти ведут в царство валежника.

(18)Катамаран обходит одну «расчёску», потом, чиркнув бортом, другую. (19)Борман командует толково, без нервов. (20)Но третью «расчёску» мы зацепляем кормой. (21)Градусов сражается с еловыми лапами и вырывается из них красный, лохматый, весь исцарапанный.

– (22) Бивень! – орёт он на Бормана. – (23)Соображай, куда командуешь!

(24)И тотчас нас волочит на другую ёлку.

– (25)Падайте лицом вниз и вперёд! — кричу я.

(26)Экипаж падает лицом вниз. (27)Мы влетаем под ёлку. (28)Сучья скребут по затылкам, по спинам, рвут тент, прикрывающий наше барахло. (29)За шиворот сыплется сухая хвоя, древесная труха. (30)Поныш свирепо выволакивает нас по другую сторону ствола.

– (31)Ата-ас! – вдруг истошно вопит Чебыкин.

(32)Мы налетаем бортом теперь уже на берёзовую «расчёску».

– (33)Упирайтесь в неё вёслами! – ору я.

(34)Сила течения, кажется, так велика, что вёсла едва не вышибает из рук. (35)Круша бортом сучья, мы, к ужасу, врубаемся в крону, а я вцепляюсь в раму и ногами принимаю удар ствола. (36)Я изо всех сил отжимаюсь от него, чтобы нас не проволокло под «расчёской». (37)Она лежит слишком низко и попросту сгребёт нас всех в воду, как ножом бульдозера. (38)Поныш от нашего сопротивления словно приходит в бешенство. (39)Целый вал вмиг вырастает, бурля, вдоль левого борта. (40)Левая гондола всплывает на нём. (41)Мы кренимся на правую сторону, и вал всё же вдавливает нас под берёзу.

– (42)Тютин, Маша, живо на левый борт! – командую я. – (43)Всем надеть спасжилеты! (44)Овечкин, руби сучья снизу!

(45)Серой тенью мимо меня пролетает по стволу Овечкин с топором. (46)Он седлает ствол и начинает яростно рубить его перед собою.

– (47)Овчин, назад!.. – надрываюсь я.

(48)Овечкин молчит. (490Лицо его побелело. (50)На лбу по-мужицки вздулись вены. (51)Топор носится вверх и вниз. (52)Щепки клюют меня.

(53)Оглушительный треск, хруст, плеск – это отсечённый ствол, обнимая катамаран всеми ветвями, рушится в воду. (54)Фонтан брызг окатывает нас. (55) Освободившись, катамаран резко идёт вперёд. (56)Когда через мгновение я прихожу в себя, вижу Овечкина, сидящего верхом на обрубленном стволе, который остаётся позади. (57)А ещё через мгновение Овечкин, как летучая мышь, прыгает на уходящий катамаран и падает грудью на корму. (58)Мы с Градусовым выволакиваем его из воды. (59)Поныш несет нас дальше, свободных и очумелых.

(61)Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.

– (62)Он ведь спас нас!.. – потрясённо говорит Люська.

(По А. Иванову)*

*Иванов Алексей Викторович (род. В 1969 г.) – современный российский писатель, лауреат литературных премий.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все ребята переживали за Овечкина»?

1) Овечкин подвергался опасности, ради шутки забравшись верхом на поваленный ствол дерева.

2) Овечкин решил показать смелость, чтобы добиться внимания одноклассников.

3) Катамаран затянуло под сваленные деревья, Овечкин, рискуя жизнь, перерубил бревно и спас друзей.

4) Овечкин не хотел помогать в опасной ситуации.

Ответ: 3

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста. Анализ текста.


Любое произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»: 
1) система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения;
2) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.)
Все это держит текст и не дает ему рассыпаться на отдельные эпизоды, описания и рассуждения, т.е. держатся на идее, главной мысле.
Существует еще и подтекстовая информация, или просто подтекст. 
Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств.
Создать подтекст помогают
* монтаж - это порядок, в котором выстроены предложения, абзацы и отдельные отрезки текста и который подчинен основному замыслу автора;
* разрывы, в которых содержится та информация, которую читатель уже имеет (или должен, по мнению автора, иметь).
Содержание текста становится понятным только тогда, когда любой читатель может самостоятельно заполнить эти смысловые разрывы, когда в его мышлении уже содержится «как бы внутренний текст», который он самостоятельно дополняет.
Ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя сказать всего. Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в разрывы.
Связность текста - категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т.д. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей языка.

Актуальное членение предложения

Тема (Т) - данная, исходная информация.
Рема - (Р) - новое в речевой ситуации, то, ради чего создается предложение.
Движение от темы к реме определяется свойством человеческого мышления идти от известного к неизвестному. Такое движение происходит не только на уровне предложения, но и на уровне текста: мы постепенно вводим новую информацию в каждое последующее предложение, в то же время сохраняя в нем нечто данное, уже известное. Это движение информации внутри текста называется тематической прогрессией.
Пушкин - великий русский писатель. Он преобразовал наш язык и развил литературу. Изящная словесность благодаря ему стала не просто фактом культуры, а фактом жизни всего народа.
Цепная связь предложений - определенный вид тематической прогрессии, реализующийся в цепной связи между предложениями данного текста (великий русский писатель заменено личным местоимением он).
Пушкин - великий русский писатель. Он преобразовал наш язык. Он развил и обогатил литературу. Он стал первым истинно национальным поэтом, сумевшим выразить дух русского народа.
Ключевые слова - это такие слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста и сжато представляют текст.
Ключевые, опорные, слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку. Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста. Они помогают более точно определить тему текста.
Общее задание - четко определить смысл фрагмента текста.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос.

«Почему мать поссорилась с дочерью?»


1. Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола, а дочь это не оценила.

2. Матери не нравится, как одевается Оксана.
3. Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.
4. Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.


(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, — именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь — как праздник. 

(По В.С. Токаревой)*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) — русский прозаик и сценарист.
 Ответ № 3



Комментариев нет:

Отправить комментарий